Какое самое большое богатство, неотъемлемое качество взрослых людей?
Во-первых, творчество, свобода, забота, деятельность. У них много желаний что-то сделать: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. А во-вторых, «я сам». Независимость. У нас будет свой дом, свой сад, свой бизнес, свой мир. То есть взрослые хотят независимости и хотят сами что-то в этом мире делать, как-то проявиться, что-то творить.
Когда взрослый человек совершает деятельность, он чувствует себя на своем месте. А когда отошел от дел, то это начинает его мучить.
Как это превратить в сва-дхарму, то есть делать по-божески? «По-божески» означает делать так, чтобы это возвышало сознание самого человека и возвышало сознание окружающих. Взрослые люди понимают одну вещь: у меня есть обязанность заботиться о других людях. Дети не понимают, что у них есть долг. Вот ваши детки понимают, что они вам должны? Дочь подходит и говорит: «Папа, я тебе должна, ты так обо мне заботишься». Или: «Мама, всю жизнь я тебе обязана». Ну нет же таких фраз, правильно? Может, к 40 годам это появится, кому как повезет. Но взрослые люди понимают, что продукты не растут в холодильнике. А где они растут? Правильно, в магазине. Так как я пользовался услугами родителей, родители обо мне заботились, я пользовался услугами общества, поэтому сейчас я чувствую, что я должен что-то сделать. Поэтому у взрослых людей появляется такое ощущение внутри, что им нужно раздавать свои долги.
Какие у нас есть долги? В «Махабхарате» говорится, что люди рождаются на свет, обремененные четырьмя видами долга: долг перед предками, долг перед богами, долг перед мудрецами и долг перед другими людьми. Знатоки закона установили, что человеческое существо, которое не платит в подходящее время по этим долгам, не сможет достичь высших планет. То есть ничего хорошего его на том свете не ждет.
Как отдавать долги? Богов ублажают жертвоприношениями, мудрецов учением и покаянием, предков – детьми и поминальными обрядами, а род человеческий – добротой. Давайте посмотрим, как это выглядит.
Долг перед Богом. Если мы понимаем, что солнце светит, это означает, что кто-то же его «светит». Это же не вы делаете? И не я. Кто это делает? Само? Само не бывает. Значит, кто-то это делает. Вода в кране есть? Значит, есть водокачка, а там есть человек, поэтому платим за воду. Откуда в водокачке вода? Кто-то тоже ее туда поставляет, значит, надо платить за воду. Человек понимает, что откуда-то это все берется, я это все потребляю, и у меня долг перед Богом. Соответственно, как отдать этот долг? Как мне сказать: «Спасибо»? Спасибо говорится через богослужение или жертвоприношение: то есть, во-первых, человек совершает какие-то ритуалы благодарности в той традиции, в которой он находится, а во-вторых, он живет по законам Бога.
Например, кто-то подарил мне автомобиль. Как мы можем проявить благодарность этому человеку? Сделать для него что-то! И с Богом точно так же: молитва, благодарность и какая-то деятельность, которая Ему нравится. А что Ему нравится? Чтобы мы были счастливыми! И Он знает, как нас сделать счастливыми: надо, чтобы наша природа проявилась в любви. Поэтому если мы будем жить так, что это приводит к нашему возвышению, то это будет Его радовать. Поэтому жертвоприношение и богослужение проявляется в том, что человек благодарит Бога, читает молитвы, совершает какие-то ритуалы и живет по божеским законам, соблюдает заповеди. Так отдается долг перед Богом.
Долг перед предками. В ведические времена человек понимал, что предки – это не только родители, а родители родителей и родители тех родителей. То есть он переживал за всех, кто жил до него. Он понимал, что должен что-то делать, молиться за всех. Поэтому делали особые ритуалы, которые назывались «шраддха». Может быть, сейчас это непрактично, и мы не умеем это делать, но, по крайней мере, мы можем молиться за своих предков, за своих родителей. А если они живы, то не только молиться, но и заботиться о них. Это означает отдавать долг предкам. И еще один вариант: воспитать такого сына или такую дочь, которые смогут так же благодарить и вас, и предков. А это очень трудно. Если просто мы будем говорить ребенку: «Что же ты такой неблагодарный?» – то разве будет он благодарным? Только еще больше будет злиться. Но, чтобы он был благодарным, нужно самому быть таким человеком. Поэтому долг перед предками можно отдать, если молиться за предков и воспитать такого ребенка, который будет жить по таким же принципам.
Долг перед мудрецами. Мудрецы дают знания. Что они хотят за свое знание? Да чтобы мы просто читали и следовали. Поэтому отдать долг мудрецам очень просто: нужно читать священные книги, в котором они описали свой духовный опыт. И все, что они хотят, – это чтобы мы это знание использовали в жизни.
Долг перед людьми. Здесь говорится, что отдается добротой. Люди что-то нам дают, а мы пользуемся. Вот посмотрите, сколько труда живых существ на каждом из нас надето. Вы только представьте, сколько китайцев потрудились над тем, чтобы у нас это все было в карманах. Миллионы китайцев. Сколько усилий приложено! А сколько мы едим? Вегетарианцы, не вегетарианцы, все равно мы что-то едим. Мы должны всем живым существам. Доброта означает делать что-то, что принесет окружающим людям пользу.